Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Слабовидящим

Комментарий к статье «Своя ноша тянет», опубликованной в газете «Восточно-Сибирская правда» (ВСП) 25 апреля 2017 года

02.05.2017

http://www.vsp.ru/2017/04/25/svoya-nosha-tyanet/

Непонятно, какую цель преследует редакция, раздваивая заголовок статьи. В одном случае мы читаем заглавие «Своя ноша тянет», в анонсе же использовано название «Областной минздрав открещивается от решения кадровых проблем в глубинке». Или еще где-то в редакторской колонке может «всплыть» и третий вариант заглавия? Возникает серьезный вопрос: в каких действиях, планах минздрава Иркутской области увидела редакция ВСП «открещивание от решения кадровых проблем»? В статье нет ни одного подтверждающего факта, кроме голословного утверждения этой темы в одном из заглавий.

Теперь о содержании. Если бы не комментарий Андрея Лабыгина и не перевернутое толкование слов главы регионального минздрава Олега Ярошенко, редакции бы можно было бы просто сделать отсылку на портал информационного агентства «Альтаир», где 10 апреля 2017 года было опубликовано интервью министра:

http://altairk.ru/new/policy/oleg_yaroshenko_called_counterproductive_initiative_andrew_labygin

Из текста статьи «Своя ноша тянет»:

«Создать на уровне региона централизованную систему распределения медицинских кадров предлагают депутаты Законодательного Собрания области. Первый шаг – передача полномочий по созданию условий для привлечения специалистов от муниципалитетов в ведение области».

Непонятно, о чем идет речь? Вероятно, о централизованной системе распределения выпускников медицинских учебных заведений, которая существовала в советский период и активно применялась до 1991 года? Те времена давно прошли, и этот признак советского прошлого, к сожалению, тоже. У инициатора законопроекта нет сил защитить медицинских специалистов при исполнении ими служебных обязанностей от агрессивных действий хулиганов, а тут замахнулись на систему распределения. Повернуть реки вспять, наверное, проще. Странно, но и закономерно, что «первым шагом» по передаче полномочий муниципалитетам начинается и заканчивается так называемая предложенная депутатами система.

«В рейтинге эффективности систем здравоохранения среди всех регионов страны Иркутская область в числе аутсайдеров. Приангарье стоит на 81-м месте из 85, слабее нас только Еврейская автономная и Магаданская области, Сахалин и Чукотка. В лидерах – Дагестан, Ставропольский край и Кабардино-Балкария. Москва заняла 23-ю позицию, Санкт-Петербург находится на 34-м месте. Так расположили регионы страны эксперты Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)».

Да, истинно вопиющие показатели: 81-е место в рейтинге эффективности занимает наше региональное здравоохранение. Но про рояль в кустах как раз редакция заботливо умолчала. За какой год даются показатели рейтинга? За 1913, за годы первых советских пятилеток, 1991 или все-таки за 2015 год, который и был указан в письме руководителя ВШОУЗ, доктора медицинских наук Гузели Улумбековой, направленном на имя губернаторов субъектов РФ, в том числе и главе Иркутской области.

http://izvestia.ru/news/672318

Дальше еще интересней: мы хоть и выглядели бледно, занимая 74-е место в 2013 году из 83 субъектов РФ, но оказалось – есть еще куда падать. Всего за два года область потеряла еще 7 пунктов в рейтинге, заняв в 2015 году 81 место из 85 регионов. И это произошло при новом составе комитета по здравоохранению, который возглавил в сентябре 2013 года Андрей Лабыгин. Почему-то этот факт не интересует ни автора статьи, ни редакцию. Наверное, в этих неслучайных утаиваниях и заложен фундамент этой псевдоозабоченности. На такой зыбкой почве легче построить бездоказательность этой статьи. Кстати, это уже второй за 2017 год ангажированный материал, опубликованный в этой газете с нападками в адрес регионального минздрава.

30 января 2017 года была опубликована статья «Кривое зеркало минздрава», построенная на предвзятых высказываниях одного человека, не имеющая под собой реальных фактов. Видимо, совет древних «Audiātur et altera pars» (что в переводе с латинского означает «Следует выслушать и другую сторону») упорно редакцией игнорируется.

http://www.vsp.ru/2017/01/31/567648/

«В бюджете региона медицина – самая затратная статья расходов… Немалая сумма, почти половина всего бюджета региона».

Ответственный подход при написании статьи предусматривает использование достоверных и подтвержденных фактов, статистических показателей. В 2016 году расходная часть областного бюджета составила 123 млрд рублей. Для информации, самой затратной статьей в структуре расходов за 2016 год, согласно опубликованной в открытых источниках информации, являются расходы на образование, которые составили 29% бюджета, объем регионального финансирования здравоохранения – 20% областного бюджета.

«И чёткого понимания того, как восполнять нехватку специалистов, пока не прослеживается».

Следует оставить на совести автора и редакции такое голословное, не подтвержденное никакими конкретными фактами и доводами утверждение. Можно привести лишь несколько убедительных примеров, результатом которых стала приостановка тотального оттока кадров в регионе и их поступательное наращивание. Только за 2016 год благодаря совместным усилиям муниципальных властей и регионального минздрава, действуя согласно п.13 ст. 7 областного закона 4-оз, который депутаты упорно предлагают отменить, удалось впервые за долгие годы увеличить количество кадрового состава врачей на 77 специалистов, в том числе по остродефицитным специальностям. Это позволило восстановить работу Усольского родильного дома, открыть койки круглосуточного пребывания в поселке Верхнемарково, открыть в четырех муниципальных образованиях психиатрические отделения для 200 пациентов бывшего Александровского централа, привлечь кадры в Братскую городскую детскую больницу из соседних регионов СФО и ДФО. И это только малая толика того, что сделано минздравом совместно с муниципалитетами. Еще более активные действия спланированы в текущем году.

В регионе с 2012 года реализуется программа по привлечению медицинских специалистов в отдаленные территории «Земский доктор». За весь период действия данной программы в сельские населенные пункты и рабочие поселки было привлечено 422 медицинских специалиста. Из областного бюджета на данные цели было израсходовано более 200 млн руб.

«С 2014 года все медицинские учреждения перешли в ведение региона. Было бы логично, если бы весь блок вопросов, в том числе привлечение в больницы кадров, целиком был передан на областной уровень. Но нет. Обязанности приобретать жильё для специалистов, выплачивать подъёмные, вести работу по профессиональной ориентации молодёжи возложили на муниципалитеты. Со своей стороны региональный минздрав заявляет о готовности проводить ярмарки вакансий, дни открытых дверей, всевозможные экскурсии и мастер-классы».

Абсолютно все функции и были переданы на областной уровень. Да, действительно, предыдущий состав Законодательного собрания и депутатский профильный комитет, наверное, мыслили более ответственно и менее эгоцентрично и политизировано, понимая, что только совместными усилиями муниципальной и областной власти возможно остановить кадровый отток. Немного статистики, но достоверной: в 2013 году, когда муниципальное здравоохранение было передано области, укомплектованность врачами составляла 53,8%, а уже по итогам 2016 года она хоть не намного, но выросла – до 56,1%. В масштабах области это сотни реальных специалистов. И это при том, что штаты приведены в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Минздравом РФ, и вследствие этого серьезно увеличились.

Незавуалированный «журналистский стеб», отводящий минздраву роль массовика-затейника по проведению ярмарок вакансий, мастер-классов и дней открытых дверей говорит о глубинном непонимании автором технологий и практик привлечения школьников и студентов в медицинскую отрасль, создания позитивного образа врача.

«Например, в Иркутске построено общежитие для работников бюджетной сферы, были введены подъёмные для медработников. В итоге укомплектованность кадрами выросла до 65,2%. В Заларинском районе медикам выделяют земельные участки, дают «ведомственное» жильё, выплачивают подъёмные. В Нукутском районе, кроме того, целевым студентам вузов доплачивают к стипендии по две тысячи в месяц. В Бодайбинском районе специалистам предоставляют жильё и выплачивают подъёмные – 400 тысяч рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске врачам частично компенсируют расходы на аренду жилья, выплачивают подъёмные, дают другие льготы».

Перечитывая этот абзац, невольно вспоминаешь знаменитую фразу «Куда смотришь и что видишь, зависит от того, на чем стоишь». В устах министра здравоохранения Иркутской области эти слова выступают как символ единения между ответственной и государственно мыслящей муниципальной и областной властью в целях укрепления потенциала лечебных учреждений.

Олег Ярошенко в своем интервью ИА «Альтаир» стоит на позиции укрепления кадрового потенциала областного здравоохранения, но, к сожалению, ни автор, ни редакция, ни инициатор этих поправок данное мнение не разделяют.

«Таких муниципалитетов, кстати говоря, не слишком много. В большей части территорий забота о привлечении специалистов отложена до лучших времён. Главам и без этого забот хватает».

Это какими математическими познаниями нужно обладать автору, чтобы 31 из 42 муниципальных образований, где разработаны программы социальной поддержки, квалифицировать как «не слишком много». Именно благодаря этим программам зафиксированы улучшения по кадровым вопросам. Те муниципалитеты, которые, по заключению автора, отложили эту законодательную задачу до лучших времен по причине множества забот, закономерно перекладывают ответственность на региональную власть и лишают себя серьезной электоральной поддержки со стороны медицинской интеллигенции.

«Речь о том, что территории не справляются с возложенными на них обязательствами, идёт не один год. Например, в Черемхове сначала ввели подъёмные: для врачей 100 тысяч рублей, для фельдшеров – 50 тысяч, для медсестёр – 40 тысяч, потом от этого пришлось отказаться. «Бюджету города выплаты медикам оказались не по карману. Спустя два года мы решили не обманывать людей, честно признаться, что не можем платить», – говорит мэр Черемхова, председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семёнов».

В 2013 году при передаче муниципальных учреждений здравоохранения от города Черемхово в областную собственность укомплектованность медицинских организаций кадрами составляла 40,6%, а по итогам 2016 года областному правительству удалось поднять ее до 45%. В отличие от мэра, который не стал обманывать людей, но и перестал платить, областная власть людей не обманывает, руки не опускает и продолжает заботиться о здоровье граждан на территории муниципального образования.

«По его словам, обеспеченность медицинскими работниками с высшим образованием в Черемхове составляет 38%. Каждый год удаётся привлекать по 8–10 специалистов… Но возникают другие вопросы, лежащие не в финансовой, а в юридической плоскости».

А теперь самое парадоксальное и удивительное, изложенное в разделе «Финансово-экономическое обоснование принятия законопроекта» пояснительной записки к проекту Закона о передаче полномочий по созданию благоприятных условий по привлечению медицинских кадров, внесенных Андреем Лабыгиным. В нем указано, что принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходных обязательств. Так кому же и чему верить в данной ситуации?

С муниципалитетов забирают эту ответственность, объясняя, что их бюджеты дефицитные и у них нет денег. Так, если не требуются дополнительные финансовые вливания, зачем же забирать от муниципалов это полномочие, если никаких денег не требуется? К чему тогда легенда о дефиците и материальных трудностях? Нестыковочка, однако, коллеги!

«…В нашу область едут медики из соседних восточных регионов…».

Как раз именно к этому активному выходу на рынки труда Сибирского и Дальневосточного федеральных округов министр здравоохранения Иркутской области постоянно призывает главных врачей: на коллегиях министерства здравоохранения Иркутской области и в средствах массовой информации. К сожалению, когда кадровая проблема формировалась десятилетиями и вошла в хроническую фазу, то параллельно с подготовкой медицинских специалистов на местах мы вынуждены прибегать к их привлечению с территорий соседних регионов. Это помогает нам в сжатые сроки пополнить кадрами те учреждения, которые годами их снижали, будучи в ведении муниципальных образований. Следует отметить, что  хэдхантерство – общепринятая профессиональная практика по привлечению кадров на лучшие места с более комфортными условиями, которая процветает во всех отраслях.  

«В области не сформирован механизм передачи служебного жилья. «Мы не можем поставить специалиста в очередь на получение жилья. По документам он не подпадает под категорию нуждающихся, – объясняет Вадим Семёнов. – Вместе с депутатами Думы нашли выход из ситуации – муниципальное жильё переводим в служебный фонд и предоставляем его специалистам. Многие прожили в квартирах по 3–5 лет, хотели бы получить их в собственность. Но такой механизм не предусмотрен».

Механизм передачи служебного жилья касается не только медицины, но и всей социальной сферы. Это прямая обязанность законодательной власти. Так может быть, рациональней областным депутатам разработать этот механизм, предоставив муниципальным образованиям возможность спокойно, в правовом поле реализовывать муниципальные программы.

«Не иначе, как критической, называют ситуацию с медицинскими кадрами в Казачинско-Ленском районе. По итогам 2016 года обеспеченность врачами в муниципалитете находится на уровне 20%, средним медперсоналом – 62,5%. В феврале нынешнего года мэр муниципалитета Александр Абраменко направил председателю Законодательного Собрания области Сергею Брилке письмо – призыв о помощи. Особую тревогу, по словам главы территории, вызывает отсутствие врачей общей практики. Всего районной больнице не хватает 11 врачей и 15 специалистов среднего звена. Мэр пишет, что с 2017 года увеличили подъёмные в два раза. Но желающих поехать в отдалённую территорию находится мало».

Не известно, откуда автору статьи стали известны эти показатели.

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Наверное, в заботливых журналистских руках данное высказывание находит абсолютное подтверждение. Упоминающаяся в статье укомплектованность врачами Казачинско-Ленской больницы 20% не соответствует действительности, по итогам 2016 года она составляет 49%, но, наверное, автору хочется жить по принципу «если нельзя, но поставлена задача – то можно».

По представленной в минздрав Иркутской области 21 апреля 2017 года официальной информации мэра Казачинско-Ленского муниципального района, с 2014 по 2017 годы подъемные выплаты врачам не менялись и составляют 50 тысяч рублей. Без отсутствия государственного распределения врачу, чтобы поехать в такую отдаленную территорию, как Казачинско-Ленский район, должны быть созданы условия проживания, которые находятся в компетенции руководителя муниципального образования, в том числе развитая инфраструктура населенного пункта.

«Это уже катастрофа, – безапелляционно заявляет мэр Бодайбо Евгений Юмашев. – Надо не привлекать, а обучать студентов и создавать достойные условия, чтобы люди шли в медицину. А это требует больших затрат. Муниципалитеты готовы помогать, но одни мы не справимся».

По всей видимости, приведенная в статье цитата мэра Бодайбо Евгения Юмашева вырвана из общего контекста рассуждений, так как создает противоречивые ощущения. Нельзя не согласиться с необходимостью обучения студентов, это на достойном уровне делает вот уже почти 100 лет ИГМУ и десятки лет наши 10 средних образовательных медицинских организаций.
Возвращаясь к тезису о создании достойных условий, он абсолютен и сомнению не подлежит, но это не только федеральные и областные решительные действия в виде государственных программ, выполнения майских указов Президента, модернизация лечебных учреждений, строительства и капитального ремонта медицинских организаций, закупки высокотехнологического медицинского оборудования, но это также и создание благоприятных условий, которые предписаны к исполнению в федеральном и региональном законодательстве для муниципалитетов.

А вот как раз надлежащим образом созданные муниципальными образованиями достойные условия являются альфой и омегой возможности привлечь на территорию врачей и медицинских сестер. От прочитанного возникает странное ощущение реальности, ведь с 2013 года ни на секунду муниципалитеты не были оставлены один на один с проблемой кадрового обеспечения медицинских организаций.

Укомплектованность врачами Бодайбинской районной больницы составляет 55,4%, это практически на уровне среднего показателя по Иркутской области. Следует заметить, что по сравнению с 2013 годом в больнице количество специалистов не только не уменьшилось, но и выросло в абсолютных цифрах на два человека.

«Министр здравоохранения Олег Ярошенко называет суммы, в которые может обойтись создание условий для молодых специалистов. Если для каждого приобрести жильё и предоставить подъёмные – 18,5 миллиарда рублей. Если компенсировать аренду жилья и давать выплаты – 1,9 миллиарда. При этом министр напоминает, что область является дотационным регионом и взять эти деньги неоткуда».

Основной посыл председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области по снятию с муниципалитетов задач по созданию благоприятных условий и привлечению медицинских кадров сводится к дефициту бюджета муниципальных образований. Министр здравоохранения Иркутской области озвучил в интервью ИА «Альтаир» ориентировочные расчеты, которые потребуются для осуществления в полном объеме мер социальной поддержки (в виде приобретения и аренды жилья, предоставления единовременных выплат, оплата стипендии студентам) и вместе с тем в пояснительной записке к отмене пункта 13 статьи 7 областного закона 4-оз указывается, что принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов.

Отчасти ответ кроется в том, что по существующим правилам в случае принятия дополнительных расходных обязательств в областном бюджете губернатор должен согласовать эти расходы с Минфином России и указать дополнительные источники доходов.

Но так как законопроект выносится из недр депутатского корпуса, то, наверное, депутатов мало волнуют реальные вопросы экономики и финансов в регионе.

Для справки, из 123 млрд рублей – расходной части областного бюджета – около 80% было потрачено на социальную сферу. Тогда закономерно возникает вопрос: для каких целей и в чьих интересах вводится в заблуждение общественность, средства массой информации и органы государственной власти?

«Но и перекладывать трудноразрешимую задачу на плечи муниципалитетов было бы не совсем справедливым решением. Депутаты областного парламента предлагают навести порядок в отрасли. Для начала – сосредоточить полномочия, что называется, в «одних руках». Такую законодательную новеллу предполагают изменения в областной закон № 4 «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», внесённые в Законодательное Собрание региона».

За порядком в медицинской отрасли в соответствии с областным законом «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» уполномоченным и ответственным органом является региональное министерство здравоохранения.

Странное понимание порядка в отрасли у инициаторов законопроекта – разрушить созданный и приносящий хоть небольшие, но реальные плоды взаимодействия областных и муниципальных властей по привлечению медицинских кадров.

С чем с чем, но с определением автора статьи, предлагающим назвать эти поправки депутатов новеллой, трудно поспорить, и в этом нас поддерживает великий Гете, который писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Прообразом новеллы были многочисленные фольклорные жанры, такие как сказка, басня, средневековый анекдот. Так может быть, в 21 веке следует изменить жанр законодательной инициативы?!

«Создание условий для того, чтобы в отрасль приходили квалифицированные кадры, – задача тех, у кого в подчинении находятся медучреждения, – считает автор законопроекта, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите областного парламента Андрей Лабыгин. – Федеральные законы № 323 «Об основах здоровья граждан в РФ» и № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» говорят о том, что это прерогатива региональной власти. Создание условий для привлечения специалистов не входит в вопросы местного значения. Территории обязаны обеспечить условия для оказания медицинской помощи – поддерживать состояние дорог, коммунальную инфраструктуру, предоставлять возможности для расширения и развития клиник. Для тех муниципалитетов, у которых есть возможность, мы предлагаем оставить норму привлекать кадры как дополнительную. Но это не должно быть обязанностью, которую взвалили на территории».

Хочу отметить, что создание условий для привлечения специалистов до настоящего времени являлось вопросом в том числе местного значения. Полномочия муниципальных образований в сфере охраны здоровья граждан закреплены статьей 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и предусматривают, в том числе:

- п. 1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- п. 7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе определение конкретного перечня таких условий, их видов и форм, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Никто задач с федерального и регионального минздрава по укомплектованию штатов лечебных учреждений медицинскими кадрами не снимал и снимать не будет. Об этом недвусмысленно сообщил Олег Ярошенко в интервью ИА «Альтаир».

http://altairk.ru/new/policy/oleg_yaroshenko_called_counterproductive_initiative_andrew_labygin

Трудно назвать норму областного закона «взваливанием обязанности», так же как и федеральный закон о передаче полномочий на регионы.

Кроме того нарушены все публичные стандарты прохождения законопроекта, затрагивающего интересы широких слоев населения и имеющего социальные последствия. Исключая единственное обсуждение вопроса на Общественном совете при Законодательном собрании области в марте этого года не были проведены ни публичные слушания, ни рабочие встречи заинтересованных лиц по вопросу, не представлены мнения экспертов. Хотя законодательная практика предусматривает широкое обсуждение и изучение текущей ситуации, а также последствий принятых изменений законодательства, предстоящих рисков и угроз.  

«Для наведения порядка, по мнению инициаторов законопроекта, нужно, во-первых, определить ответственный орган, который возьмёт на себя координацию вопросов, связанных с привлечением специалистов. Во-вторых, определить потребность: сколько именно и каких работников в каких больницах не хватает. В-третьих, выработать систему мер поддержки: предусмотреть средства на создание специализированного жилищного фонда, решить юридические вопросы, связанные с предоставлением квартир, определиться с суммами подъёмных и возможностями для профориентационной работы с молодёжью».

Сегодня вряд ли кто скажет, что данный законопроект в такой редакции может навести порядок, но можно с уверенностью утверждать, что наметившуюся положительную тенденцию ответственному исполнению муниципалитетами норм областного закона он поставит под вопрос.  

Ответственный орган координации привлечения медицинских кадров определен, он один и известен всем – это министерство здравоохранения Иркутской области. И свои задачи ведомство выполняет с учетом финансово-экономической реальности и унаследованных с 2013 года от муниципального здравоохранения проблем, в том числе и кадровых.

«Я считаю, дефицит кадров будет нарастать до того момента, пока «у семи нянек дитя будет без глаза». Никто, кроме минздрава, не знает до конца, как будет развиваться медицина. Муниципалитеты не участвуют в управлении медицинскими учреждениями, не принимают решения о создании, реорганизации клиник, их голос не учитывается при назначении главных врачей. Нельзя территории оставлять крайними в этой ситуации», – заключил Андрей Лабыгин.

Странные суждения и умозаключения у Андрея Лабыгина! И как они вяжутся с обсуждаемыми вопросами на профильных комитетах, когда на них ставятся задачи минздраву по разработке концепции развития в отдельных муниципальных образованиях?

Хотелось бы напомнить о том, что с 2016 года главы муниципальных образований регулярно приглашаются минздравом на заслушивания главных врачей и проводимые конкурсы при назначении на должности руководителей районных больниц, на что они активно откликаются.

Именно благодаря активному участию муниципалитетов в решении вопросов по созданию психиатрических отделений была решена 60-летняя история существования психиатрической больницы в бывшем Александровском централе.

В завершение хотелось бы заверить всех, и особенно Андрея Лабыгина, в том, что никто и никогда ни при каких обстоятельствах территории крайними не назначал и не оставлял без внимания!


Также читайте:

ИА "Альтаир", 02.05.2017. Минздрав Прибайкалья: «Никто и никогда территории крайними не назначал»


Поделиться

Телефоны горячих линий
Запись на прием к врачу: 8 (800) 200-37-97
«Горячая линия» по обращениям граждан (справочная): 
+7 (3952) 280-326. Время работы отдела с 9-00 до 18-00, в вечернее время, выходные и праздничные дни все телефонные обращения фиксируются путем автоматической аудиозаписи с последующим их рассмотрением в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Лекарственное обеспечение: +7 (3952) 260-916
Гражданам, нуждающимся в обезболивающей терапии
с 9:00 до 18:00 – +7 (3952) 260-917 в выходные, праздничные дни и нерабочее время – +7 (3952) 465-371
Оплата труда работников здравоохранения:
+7 (3952) 265-152
Обязательное медицинское страхование:
8-800-100-50-90, +7 (3952) 33-26-22
Круглосуточная «Горячая линия» по консультированию граждан Иркутской области по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению:
+7 (952) 617-11-09