Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Слабовидящим

Выступление министра здравоохранения Иркутской области О.Н. Ярошенко на заседании Круглого стола Общественной палаты Иркутской области на тему: « «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения"

07.07.2017
Выступление министра здравоохранения Иркутской области О.Н. Ярошенко на заседании Круглого стола Общественной палаты Иркутской области на тему: « «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения"

Выступление министра здравоохранения Иркутской области О.Н. Ярошенко на заседании Круглого стола Общественной палаты Иркутской области на тему: «Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области»: преимущества, угрозы, последствия»

 

Уважаемые члены Общественной платы, Владимир Викторович, участники и приглашенные!

Выражаю благодарность членам Общественной палаты Иркутской области за неподдельный искренний интерес к вопросам кадровой укомплектованности медицинских учреждений Приангарья.

В порядке законодательной инициативы Председателем Комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Андреем Николаевичем Лабыгиным совместно с членами профильного комитета Артемом Валентиновичем Лобковым, Алексеем Викторовичем Козюрой, Владимиром Александровичем Новожиловым, Игорем Васильевичем Милостных был внесен законопроект, отменяющий  пункт 13 части 2 статьи 7 (1) Закона Иркутской области от
5 марта 2010 года № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области».

Хотел бы сразу обратить ваше внимание, что данный законопроект не был размещен на официальном сайте Законодательного Собрания в соответствии с нормами областного Закон 1-оз и, как следствие, указанный проект закона не прошел публичного обсуждения в соответствии с действующим законодательством.

Утверждение представителя Комитета Артема Валентиновича Лобкова на заседании Общественного Совета при министерстве здравоохранения Иркутской области, состоявшегося 4 июня 2017 года, что законопроект зашел на рассмотрение в минздрав Иркутской области еще в марте этого года не соответствует действительности, что подтверждается данными из системы электронного и бумажного документооборота. Проект закона был зарегистрирован в Правительстве Иркутской области лишь 20 апреля 2017 года.

Представленный законопроект прошел установленную процедуру согласования в Правительстве Иркутской области: главное правовое управление, министерство финансов, министерство здравоохранения, министерство строительства, заместитель председателя правительства по социальным вопросам Валентина Вобликова, полномочный представитель Губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании Иркутской области. На основе отрицательных заключений этих ведомств Губернатором Иркутской области направлено в адрес председателя Законодательного Собрания Иркутской области Сергея Фатеевича Брилки отрицательное заключение по законопроекту в связи с несоответствием его нормам федерального законодательства.

Кроме того, в третьей декаде мая в адрес Губернатора Иркутской области, председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания, а также в мой адрес поступило инициативное коллективное письмо от главных врачей (более 30 подписей), представляющих срез всех муниципальных образований Иркутской области. Назову лишь несколько из них: районы Качугский, Усть-Кутский, Бодайбинский; города Братск, Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Усть-Илимск.

Главные врачи выступили категорически против отмены пункта 13, который закрепляет полномочия муниципальных образований по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе путем обеспечения жильем в соответствии с законодательством, установления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, проведения работы по профессиональной ориентации среди молодежи.

К сожалению, до настоящего времени, главные врачи не получили мотивированного ответа от председателя Комитета по здравоохранению Андрея Николаевича Лабыгина, что нарушает норму статьи 12 федерального закона № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан». Ответ от Правительства Иркутской области был направлен в срок, в соответствии с законодательством.

Председатель Комитета по здравоохранению Андрей Николаевич Лабыгин проводит регулярно заседания Комитета. С октября 2013 года по 20 июня 2017 года на Комитете в общей сложности было рассмотрено более 140 вопросов в области здравоохранения, но, к сожалению, вопросы, касающиеся реализации пункта 13, анализа и эффективности его действия в повестку заседания Комитета ни разу не были включены. К сожалению, и должного контроля со стороны депутатов инициативной группы за исполнением этой нормы закона муниципальными образованиями в течение этого времени осуществлено не было.

И лишь за восемь дней до 52 сессии Законодательного Собрания - 20 июня 2017 года данный вопрос был впервые включен в повестку заседания Комитета по здравоохранению.

На Комитете с отрицательной позицией выступили представители минздрава, пять главных врачей, а также уполномоченный по правам человека Валерий Алексеевич Лукин. Несмотря на отрицательное заключение Губернатора Иркутской области, коллективного письма главных врачей данный законопроект был вынесен на 52 сессию Законодательного Собрания, где я, как министр здравоохранения, высказал свое отрицательное мнение к концепции законопроекта, последствия от его введения, но, тем не менее, большинством голосов данный проект закона был принят в первом чтении.

Публичное, открытое обсуждение с вовлечением широких слоев гражданского общества, медицинского сообщества и экспертов является неотъемлемым элементом принятия эффективного и действенного социально-значимого закона.

К сожалению, эти нормы закона инициативной группой были проигнорированы! В целях исправления допущенного законодателями невыполнения норм областного закона, а также с учетом социальной значимости принимаемого законопроекта, минздрав инициировал проведение публичных слушаний.

Основной тезис инициаторов состоит в том, что большинство муниципальных образований имеют дотационные бюджеты, они не в состоянии исполнять норму закона. Хотя, федеральным законодательством указаны их прямые обязанности для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в муниципальных образованиях. Кроме того, в целях реализации норм федерального законодательства муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Это подтверждается в одном из писем контрольно-счетной палаты Иркутской области в феврале 2016 года.

Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту Андрей Николаевич Лабыгин указывает, что дополнительные денежные средства на его реализацию из областного бюджета не потребуется.

Хотел бы обратить ваше внимание, что минздрав провел ориентировочный расчет реализации пункта 13 в полном объеме, в случае, если это полномочие одномоментно будет возложено на областное Правительство. Это - покупка и аренда служебного жилья, выплата подъемных, компенсация за поднаем жилья - ориентированные расчет около 19 млрд руб. для привлечения недостающих врачей и средних медицинских работников.

С 2013 года федеральным законодательством полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения жизнеугрожающих редких (орфанных) заболеваний были возложены на региональный уровень без финансовой поддержки из федерального бюджета. Сейчас из регионального бюджета для обеспечения только 62 человек с орфанными заболеваниями ежегодно выделяется порядка 130 – 140 млн рублей, кроме того областным льготникам ежегодно из областного бюджета закупаются лекарственные препараты на сумму 300 – 400 млн рублей. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что дефицит областного бюджета в 2017 году составил более девяти процентов. Около 80% всей расходной части областного бюджета выделяется на социальную сферу.

Мы все прекрасно понимаем, что если в один день будет аннулирован пункт 13, то для того, чтобы реализовать в полном объеме мероприятия только по обеспечению жильем понадобится достаточно много лет: это и разработка законов, подзаконных актов, программ, изыскание многомиллиардного финансирования и, безусловно, само строительство этого жилья.

Мне, как министру здравоохранения, трудно представить насколько оперативным и управляемым может быть  процесс возврата денежных средств за поднаем служебного жилья врачу в деревне Верхнемарково Усть-Кутского района, который приехал туда для работы и ему главой сельского поселения предоставлен в аренду дом.

Выделение земельных участков в муниципальном образовании под строительство, предоставление служебного жилья, строительство жилья, выплата компенсации за поднаем жилья, выплата подъемных не входит в полномочия министерства здравоохранения Иркутской области в соответствии с действующим положением о министерстве, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области №174-пп, которое принято строго в соответствии с федеральными законами 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и областным законом 4-оз.

Но если, как утверждают инициаторы, для реализации законопроекта не понадобится дополнительное финансирование, то зачем эти полномочия забирать у муниципальных образований?

Ответ лежит на поверхности, действительно, из областного бюджета для отмены пункта 13 ни одной копейки «не понадобится»!

Но для того, чтобы не обрушить кадровое обеспечение медицинской отрасли, не погрузить ее в состояние безвременья и бесперспективности мы, как ответственный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан Иркутской области, не можем себе позволить и не имеем право не видеть те риски и угрозы, которые связаны с данной инициативой депутатов.

Буквально несколько слов о реальной ситуации в муниципальных образованиях с исполнением местных программ по привлечению медицинских кадров.

Из 42 в 31 муниципальном образовании разработаны программы социальной поддержки медицинских работников. В большинстве из 31 муниципального образования они в большей или меньшей степени финансируются и имеют реальную отдачу. Огульное неаргументированное заявление Андрея Николаевича Лабыгина о том, что муниципалитеты не исполняют норму закона из-за своей дотационности, полностью разрушается о реальные программы, которые разработаны, финансируются и дают ощутимую отдачу.

Так, в результате слаженной совместной работы администрации Иркутска, медицинских организаций, а также минздрава укомплектованность здесь в среднем составляет 65,2 процента при среднеобластном показателе 56,1 процента.

Меры поддержки приняты и в ряде других муниципальных образованиях Иркутской области. В Заларинском районе предоставляются земельные участки, ведомственное жилье, «подъемные» выплаты в размере 100 тыс. рублей, ежемесячно компенсируют расходы по найму жилья. В 2016 году привлечено семь врачей, укомплектованность составила 55,2 процента и выросла на 10,4 процента по сравнению с 2015 годом.

Восемь муниципальных образований совместно с главными врачами на паритетных основах по три – пять тысяч рублей выплачивают социальную стипендию студентам, обучающихся по целевому договору, а также обеспечивают им проезд к месту стажировки и съем жилья.

В Бодайбинском районе предоставляются жилые помещения по договору найма, подъемные в размере 400 тыс. рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске разработаны муниципальные программы, в рамках которых врачам частично компенсируют затраты на аренду жилья, выплачивают достойные подъемные, предоставляется земля для строительства, а также другие льготы.

Кроме того, на многочисленных встречах с руководителями муниципальных образований, руководителями районных Дум, общественных организаций, я вижу прямую замотивированность ответственных руководителей иметь законное основание для разработки и финансирования данных программ.

Ведь действительно, не только многие муниципальные, но и региональный бюджет являются дефицитным. Но в связи с тем, что медицинские работники являются одним из ключевых звеньев по созданию культурно-просветительского кода, носителями генетической интеллигентности главы муниципальных образований заинтересованы в привлечении людей в белых халатах и многие из них 

в 2016 году сами, совместно с главными врачами, имея в своем портфеле убедительные муниципальные программы мер социальной поддержки, осуществили не одну поездку по регионам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с конкретными позитивными результатами – это 77 вновь привлеченных врачей в Приангарье. Активное участие высоких чиновников муниципальных образований в таких поездках – очень серьезный аргумент для привлечения врачей из других территорий.

Впервые за долгий период времени минздраву совместно с муниципальными образованиями удалось за счет максимальной мобилизации, высокой замотивированности приостановить хронический отток медицинских работников и нарастить кадровый потенциал.

Уважаемые инициаторы законопроекта, не стоит нас считать за людей, оторванных от реальной действительности и жестких финансовых реалий, которые существуют в муниципальных образованиях. Если данная норма закона будет оставлена исключительно только в виде права, то имея десятки прямых полномочий и финансовых обязательств, безусловно, любой руководитель муниципального образования обязан в первую очередь их исполнить, а не ту норму, которая прописана в виде права.

Пообщавшись с депутатами Законодательного Собрания первого созыва, участниками разработки действующей редакции пункта 13 областного бюджета 4-оз, в том числе с Татьяной Владимировной Семейкиной, я с удовлетворением подтверждаю, что тем самым была создана преемственность при передаче медорганизаций от органов местного самоуправления в областное ведение в 2013-2014 годах. Именно эта норма закона позволила нам увеличить среднюю укомплектованность медицинских организаций врачами с 53,2 процентов, которая была в 2013-2014 годах до 56,1 процента по итогам 2016 года – а это реально сотни специалистов.

Хочу возразить инициаторам законопроекта, высказывающим мнения о том, что минздрав Иркутской области боится ответственности и не является координирующим и стратегическим органом в решении кадровых вопросов. Перечислю лишь основные, прописанные в федеральных и областных нормативно-правовых актах, компетенции регионального минздрава.

С февраля 2016 года создан и работает Координационный совет по вопросам кадрового обеспечения медицинских организаций. В государственной программе «Развитие здравоохранения» на 

2014-2020 годы реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» с финансированием из областного бюджета порядка
45 млн рублей в год.

В рамках программы за три года обучены 2 582 специалиста с высшим и средним профессиональным медицинским образованием; в сельские населенные пункты и рабочие поселки было привлечено 516 врачей по программе «Земский доктор» - из областного бюджета на выплату единовременных компенсационных выплат было израсходовано порядка 250 млн рублей; для повышения престижа профессии врача и среднего медицинского работника выплачиваются премии Губернатора Иркутской области - всего награждены 101 человек, в разные годы сумма премий составляет от 20 до 100 тысяч рублей.

По приоритетному национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения для проведения капитального ремонта, закупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов, а также на повышение заработной платы медицинских работников за последние десять лет было потрачено из областного и федерального бюджетов порядка 35 млрд рублей. А это как раз и есть комфортные и привлекательные условия труда для медицинских работников.

На 2017 год, впервые за долгие годы, из областного бюджета выделено 1,5 млрд рублей на строительство новых зданий медицинских организаций и проведение капитальных ремонтов.

Дважды в год минздрав организует «Ярмарки вакансий» для выпускников медицинского университета с целью их ознакомления с медицинскими организациями, мерами социальной поддержки, предоставляемыми муниципальными образованиями, заключения трудовых договоров.  

Весной и осенью в медучреждениях области, школах и лицеях проводятся Дни открытых дверей для школьников старших классов с целью формирования положительного принятия решения о выборе специальности медицинского работника.

Минздрав активно работает со средствами массовой информации для формирование позитивного образа профессии медицинского работника.

Средняя заработная плата врачей в Иркутской области находится на уровне средней по Российской Федерации. В сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа зарплата врачей и среднего медицинского персонала находится на втором месте, наш регион опережает только Красноярский край. 

Мы, совместно с Иркутским медицинским университетом, проработали вопрос с федеральным Минздравом по увеличению квот целевого приема в медуниверситете. С 2017 года, в течение трех лет, будет увеличено количество квот на 35 мест на лечебном и педиатрическом факультетах.

Коллеги из минздрава и руководители медицинских организаций до сих пор недоумевают, почему профильный Комитет, в состав которого входит только один специалист с медицинским образованием и то с октября 

2016 года, единолично берет на себя бразды правления по кадровому обеспечению здравоохранения области, полностью пренебрегая и игнорируя не только мнение руководителя Высшего исполнительного органа государственной власти региона, но и мнения профессионалов и экспертов медицинской общественности.

В репликах и комментариях инициаторов законопроекта часто звучит ссылка на отсутствие основного стратегического ответственного субъекта за медицинские кадры. В переводе с парламентского это означает - найти стрелочника, а лучше его назначить с помощью закона и привести в исполнение заветный приговор «ВИНОВЕН». Особенно это актуально в канун выборной кампании.

Позволю себе смоделировать ситуацию: комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отменяет норму закона «О гражданской обороне» по созданию и содержанию запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств для муниципальных образований по причине того, что в муниципальном бюджете отсутствуют денежные средства и они не могут в полном объеме профинансировать обеспечение гражданской обороны и защиту населения, перекладывая все эти обязанности на региональный уровень.

Я уверен, что такой сценарий вполне сюрреалистичен и невозможен в наше время для депутатов Государственной Думы.

Уважаемые инициаторы законопроекта хочу спросить: «Вам нужен новый «черный кадровый вторник»? Медицинской общественности Приангарья нужна стабильная, устойчивая и прогнозируемая кадровая политика!».

Также читайте: 

IrkutskMedia. Валерий Лукин: Закон по привлечению медицинских кадров в Приангарье требует корректировки

Телеинформ. Валерий Лукин: законопроект о привлечении медицинских кадров в Приангарье требует доработки

Сибирские Новости Минздрав: главврачи против передачи обязательств по привлечению медкадров на региональный уровень

ИА "Байкал 24" : Скандальную инициативу Андрея Лабыгина сегодня обсудят в Общественной палате" 

Газета "Пятница" : Приманка для эскулапа

ИА "Иркутскмедиа" : Инициатива депутата ЗС Иркутской области Андрея Лабыгина может пойти по срединному пути

сайт Общественной палаты Иркутской области: Комиссия по здравоохранению и социальному развитию Общественной палаты Иркутской области провела круглый стол

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Телефоны горячих линий
Запись на прием к врачу: 8 (800) 200-37-97
Лекарственное обеспечение: +7 (3952) 260-916
Гражданам, нуждающимся в обезболивающей терапии
в рабочие дни с 9:00 до 18:00 – +7 (3952) 260-917
в выходные, праздничные дни и нерабочее время – +7 (3952) 465-371
Оплата труда работников здравоохранения:
+7 (3952) 265-152
Обязательное медицинское страхование:
8-800-100-50-90, +7 (3952) 33-26-22

Яндекс.Метрика