Олег Ярошенко: приходится расставлять приоритеты

Портал российского врача Медицинский вестник, 26.09.2016.

 

Назначенный в конце 2015 года министр здравоохранения Олег Ярошенко предпочитает лично контролировать все процессы в отрасли и параллельно создает профессиональную команду, как он говорит, неравнодушных управленцев. Цель этой работы — вернуть полное доверие пациентов к здравоохранению. О том, как быть министром, он рассказал в интервью корреспонденту «МВ» Ольге Коберник.


— Олег Николаевич, вы приехали в Иркутск из Москвы. В чем плюсы и минусы назначения столичных руководителей в региональном здравоохранении?

— Меня едва ли можно в полной мере назвать «столичным» руководителем. В здравоохранении Приангарья я не новичок: в 2009 году работал начальником управления фармацевтической деятельности и медицинской техники Министерства здравоохранения Иркутской области, с февраля по октябрь 2013 года занимал должность советника губернатора региона по вопросам здравоохранения. Cпецифика отрасли в регионе мне знакома.

На мой взгляд, назначение на должность руководителя отрасли в каком-либо регионе специалистов из других территорий РФ разумно с точки зрения привнесения новых взглядов, способных придать импульс региональной системе. Когда люди постоянно находятся в одном регионе, у них закономерно складывается некий общепринятый «уклад». К сожалению, не всегда давно выбранный путь приводит к эффективным решениям застарелых или вновь возникающих проблем. Скопировано с Medvestnik.ru. Человек со стороны способен оценить происходящее свежим непредвзятым взглядом и, аккумулировав свой предыдущий жизненный и профессиональный опыт, предложить новые пути развития.

При этом стоить помнить, что в каждом регионе есть свои особенности, с которыми нельзя не считаться.

— Какие принципиальные вопросы вам уже удалось решить за время руководства здравоохранением региона?

— В апреле 2016 года был завершен капитальный ремонт палатного блока №2 «ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак Почета» областная клиническая больница». Ремонт объекта длился с 2013 года. В нем расположены уникальные отделения хирургического и терапевтического профиля, в том числе онкогематологическое отделение, отделение анестезиологии-реанимации для больных с гнойно-септическими заболеваниями. Кроме того, положительно решен вопрос о выделении 232 миллионов рублей для оснащения оборудованием палатного блока №2.

Завершено строительство второй очереди районной больницы в селе Баяндай, строительство поликлиники Аларской районной больницы в поселке Кутулик. Оба объекта строились с 2006 года.

В условиях жестких финансовых ограничений удалось добиться выделения дополнительных средств на проведение капитальных ремонтов в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения региона. В 2016 году на эти цели выделено на 24 миллиона рублей (42,2%) больше, чем в прошлом. Соответствующие поправки в бюджет были внесены на июньской сессии Законодательного собрания Иркутской области.

В этом году стартовал и проект по созданию единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи Иркутской области, оснащенной автоматизированной информационной системой управления, приема и обработки вызовов. В настоящее время проводятся работы по созданию и настройке инфраструктуры: серверного, сетевого оборудования, средств криптозащиты информации. Реализация проекта позволит повысить качество и доступность скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи на территориях Иркутска и Иркутского района, уменьшить время доезда бригад до места вызова.

— Вы сменили руководство 16 больниц, эта мера дала свои плоды?

— Прежде всего хочу отметить, что из 16 сменившихся с начала 2016 года руководителей медицинских организаций 10 оставили свой пост по собственному желанию: по семейным обстоятельствам, в связи с переездом и так далее. Ни одно решение о прекращении сотрудничества и расторжении трудового договора не принимается мной единолично или одномоментно. В течение года в Министерстве здравоохранения Иркутской области неоднократно проводятся комиссионные заслушивания главных врачей, на которых они представляют результаты работы вверенного им учреждения. Они проходят по итогам года и квартала, при продлении трудовых договоров с руководителями. Члены комиссии формируют для руководителей медицинских организаций рекомендации по устранению выявленных недостатков и сроки, по истечении которых проводится повторное заслушивание.

Мы всегда готовы к диалогу, готовы идти навстречу руководителям и поддерживать, но только там, где сам главный врач настроен работать и совершенствовать организацию деятельности в медицинском учреждении. В ситуациях, когда руководитель не реагирует или слабо реагирует на серьезные проблемы, обозначенные перед ним, конечно, я не могу не принимать жестких, но абсолютно выверенных решений. Если человек не желает работать, остановился в своем развитии, заставлять его, на мой взгляд, непродуктивно. Его место должен занять профессионал с активной жизненной позицией, готовый использовать свой потенциал для совершенствования отрасли.

С 2016 года мы ввели в практику формирование резерва управленческих кадров для замещения вакантных должностей главных врачей. Конкурсный отбор проходит открыто, к участию допускаются все специалисты, отвечающие заявленным требованиям.

Акцент — на образовательном анамнезе, профессиональных и деловых качествах соискателя.

— Удалось ли повысить доступность первичной помощи после работы с регистратурами?

— К сожалению, решить задачу доступности записи на прием к медицинским специалистам, особенно узким, непросто. Кадровая проблема, отсутствие специальных типовых зданий для поликлиник, увеличение числа прикрепленного к медицинским учреждениям населения не позволяют нам ощутимо для пациентов решить ее в короткие сроки. Мы осознаем, что существующая в ряде поликлиник система записи на прием только в один определенный день сопряжена с неудобствами для наших пациентов. И сегодня мы анализируем лучшие практики других территорий, стараемся максимально усиливать собственные резервы, повышаем ответственность главного врача за организацию пациентопотока.

— Как идет реализация программы по созданию домовых хозяйств?

— Географические особенности Иркутской области таковы, что на ее протяженной территории расположено достаточно много небольших удаленных поселений, в которых проживает иногда менее 50 человек. При этом не всегда там доступна сотовая связь. В таких населенных пунктах присутствие домовых хозяйств, волонтеров, которые должны быть обеспечены администрацией муниципалитета бесперебойными средствами связи, порой единственная возможность сообщить о происшествии. По состоянию на 1 сентября 2016 года в Иркутской области создано 157 домовых хозяйств в 25 муниципальных образованиях из 42, выбраны волонтеры из числа наиболее ответственных жителей населенных пунктов. За 8 месяцев текущего года зафиксировано 948 обращений жителей к волонтерам домовых хозяйств, из них в 137 случаях была вызвана скорая медицинская помощь, 78 человек были госпитализированы. Даже если результатом работы явилась одна спасенная жизнь, то такая работа не может считаться напрасной.

— Каков бюджет отрасли в этом году, сравним ли он с 2015 годом?

— Бюджет здравоохранения Иркутской области в 2016 году составил 22 482,9 миллиона рублей, что на 590,6 миллиона (2,7%) больше, чем в прошлом году. По сравнению с прошлым годом в 2,5 раза увеличены расходы на иммунопрофилактику, что позволило вакцинировать жителей Иркутской области от пневмококковой инфекции, увеличить охват вакцинацией против клещевого энцефалита, а также в полном объеме удовлетворить потребность региона в туберкулине.

Конечно, выделенных средств недостаточно, чтобы полностью покрыть потребность региона в проведении капитальных ремонтов или приобретении оборудования. Накапливавшиеся годами проблемы не могут быть решены одномоментно. Приходится расставлять приоритеты, отказываться от одного в пользу другого.

— Удалось ли привлечь частных инвесторов (концессионеров) для строительства масштабных объектов здравоохранения?

— В настоящее время в регионе ведется работа по привлечению частных инвесторов для строительства радиологического корпуса и ПЭТ-центра ГБУЗ «Областной онкологический диспансер». В январе — феврале 2016 года проведен ряд встреч с потенциальными инвесторами, на которых обсуждались вопросы строительства и возврата затраченных средств. В июне 2016 года проведены повторные встречи с инвесторами для подготовки условий концессионного соглашения, которое в настоящее время проходит экспертизу в правительстве Иркутской области.

У Иркутской области есть положительный опыт взаимодействия с представителями бизнес-структур для решения вопросов, связанных с повышением доступности медицинской помощи населению. Реально понимая трудности современных амбулаторно-поликлинических комплексов, социально ориентированные руководители крупных компаний выделяют помещения на принадлежащих им территориях и подготавливают их для размещения в них медицинских подразделений. Так, в 2015—2016 годах в трех новых жилых комплексах Иркутска были открыты врачебные амбулатории и офис врача общей практики. Работа ведется в том числе и при участии администрации города Иркутска.